ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Объявления!!!

Уважаемые прихожане!Все благоукрасители и жертвователи Храма во имя преподобного Сергия Радонежского!

Просим оказать материальную помощь на внутреннюю роспись стен нашего Храма. Подробную информацию вы можете узнать в церковной лавке или у настоятеля Храма о.Александра.

Ваши пожертвования Вы можете оставить в Храме или сделать безналичный перевод удобным для Вас способом. Реквизиты Вы можете найти на сайте.

     "Семейный клуб" при Храме работает в 13-00 каждое воскресенье.

 

Желающие изучать церковнославянский язык могут записаться по телефону 8-920-420-19-36. Занятия по воскресеньям в 14-00.

Архив

Вопросы Настоятелю

Если у вас нет возможности прийти лично, вы можете задать вопрос через сайт:
ПИСЬМО НАСТОЯТЕЛЮ

В социальных сетях

Одноклассники

ВКонтакте

Интервью с настоятелем Храма Сергия Радонежского, протоиереем Домусчи Александром Степановичем

«Приход – это семья»

О том, как красота указывает христианский путь

Экономические кризисы, семейные трагедии, личные ошибки – где найти надежду и утешение? В бурном житейском море человеку нужен надёжный причал. Для микрорайона ВАИ – как известно, не самого благополучного – такой точкой опоры стал храм святого Сергия Радонежского. После очередной воскресной службы мы побеседовали с его настоятелем протоиереем Александром Домусчи.

- Отец Александр, в этом году исполнилось 30 лет с тех пор, как вы окончили семинарию. В разные периоды вы руководили духовным училищем, возглавляли миссионерский отдел епархии. На чём концентрируете усилия сегодня?

Огненный столп

- Дел в приходе хватает. Люди обращаются с разными вопросами. Нужно вникнуть в ситуацию человека, показать ему христианский путь решения той или иной проблемы. Это одна из основных задач пастыря.

Помимо этого идёт реконструкция храма - поиск средств, согласование различных инженерных задач. Изначально храм не отличался красотой: было допущено немало строительных неточностей. Но поскольку Сергий Радонежский – мой любимый святой, я чувствовал свою обязанность сделать храм, названый в его честь, красивым.

Я очень высоко ценю своих прихожан. Это люди, которые когда-то участвовали в создании первого пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144, которые синтезировали каучук – техническая элита города. Район ВАИ, мягко выражаясь, запущен. Мне хотелось, чтобы здесь появился очаг красоты. Чтобы, глядя на этот храм, людям хотелось творить. Красота может воздействовать на человека. Прихожане идут утром на службу, и в хорошую погоду сияет шпиль нашего храма. И когда возвращаются с работы на закате, он – как огненный столп. Поэтому мы стараемся сделать храм украшением района.

Приход – это семья. Тысяча человек – и у всех свои трудности. Ведь люди чаще всего приходят в церковь, когда жизнь опалена какими-то событиями. Главное дело церкви – спасение человека от греха, вечной погибели.

- Получается, вы продолжаете миссионерскую работу в масштабах района…

- Надо соизмерять свои силы. Наш патриарх – миссионер, совершает невероятные перелёты в разные страны. Иногда кажется, что он выступает 24 часа в сутки. Господь дал ему столько сил и такие возможности.

У меня сил поменьше, я тружусь в приходе. Считаю, что нужно, исходя из того, что имеешь, делать всё максимально хорошо. Например, мы начали работать со школами.

Связь с прошлым

- Восемь лет назад вы совершили поездку по Дону на катере МЧС – приносили в прибрежные сёла благодатный огонь. И в разговоре с журналистами горько пошутили: «Ездим на катере МЧС, потому что в России с христианством сложилась чрезвычайная ситуация». Почему так случилось? Ведь гонений давно нет. И изменилось ли что-то в последние годы?

- Наша церковь с честью выдержала испытания огнём – гонениями. Сейчас она переживает испытания благополучной жизнью. К сожалению, мы оказались не очень хорошими учениками и не сделали нужных выводов.

Мне трудно судить об общецерковной политике. Основная проблема в том, наше общество в целом инертно. Большинством людей вера была воспринята внешне. Есть бытовые атрибуты: пекут куличи на Пасху, освящают воду на Крещение, крестят детей, освящают иконы и дома, крест носят на груди… Этим всё и ограничилось.

Равнодушие к содержанию собственной веры порождает большие проблемы. Сталкиваясь с людьми другой культуры, которые хранят свою веру и традиции, мы нередко оказываемся беззащитны. Поэтому русских мальчиков и девочек вербуют в ИГИЛ (запрещена в России). Человек, у которого в душе пустота, становится лёгкой добычей.

Русский народ крещён, но не просвещён. Хотя по сравнению с тем, что было восемь лет назад, ситуация изменилась. У нас теперь новый патриарх – просветитель, много образовательных и культурологических программ, которые активно поддерживаются на уровне епархии в целом и каждого прихода в отдельности.   Например, при школе дополнительного образования мы открываем целый курс «Основы традиционной культуры», где дети будут изучать православное вероисповедание. Узнают, во что верили их предки, чем они жили, как вели себя в быту. Познакомятся с традициями: как сватались, как женились, как хоронили, какие песни пели на Рождество, а какие – при уборке урожая и т.д. Это поможет сохранить живую связь с прошлым.

У нас много хороших детей. Хожу по школам, вижу очень умные, заинтересованные глаза. Но опять-таки понимаю, что интересуются далеко не все. Ведь в школе, среди учителей – тоже чрезвычайная ситуация. Им долго не платили достойную зарплату. Далеко не всегда люди шли работать в школу не по призванию, хотя, несомненно, большинство учителей не мыслят себя без работы с детьми. 90-е годы стали для школы катастрофой. Сейчас она пытается из неё выйти.

В районе живут 40 тыс. человек. Здесь четыре больших школы. Дай Бог полноценно с ними сотрудничать и принести плоды.

Со школьниками мы беседуем на разные темы – о семейных отношениях, о заповедях, о смысле человеческой жизни. О том, что такое «человек». Ведь это не такой простой вопрос. Можно низвести человека до скота, сказать, что это просто животное, развившееся до самосознания, которое живёт отпущенные ему 60, 70, 90, максимум 100 лет, а потом превратится в кучку перегноя. А если, как говорил Достоевский, на земле всё начинается, но ничего не заканчивается, если человек – образ Божий, если, по замыслу Творца, он должен стать подобием Божьим, тогда жизнь должна быть другой.

Важно, чтобы дети сразу определились. Кто я? Обезьянка разумная? Или я сотворен для того, чтобы стать богом[С1]  по благодати? Всё Священное Писание, всё православное вероучение сводится к одному предложению: «Бог стал человеком, для того, чтобы человек смог стать Богом».

Если в центре жизни – Бог, всё остальное становится на свои места: и увлечение, и бизнес, и семейная жизнь. Если в центр ставишь самого себя со своими «хотелками», а Бог - на периферии или его нет вообще, тогда начинается разброд. Даже если есть временный успех, за ним – пустота. Вот эту мысль мы стараемся донести до детей.

- Получается ли её донести? Для подростков характерны протест, максимализм…

- Получается. Конечно, дети разные. Кто-то сразу задумывается, кто-то позже. Ищем нестандартные подходы. Стараемся посмотреть на те или иные вещи с неожиданного угла зрения. Цель, и учителей, и священника – научить детей думать. Чтобы они не превращались в растения, в приложения к гаджетам. Ведь все эти «стрелялки» развивают низменные, дешёвые страсти.

В некоторых племенах Южной Америки мальчик становился взрослым, когда он мог пойти в джунгли и вернуться через несколько дней со шкурой ягуара. После этого он мог жениться, имел право голоса и т.д. И не важно: в 14 лет он пошёл в джунгли или в 30. Он и в 40 может быть несовершеннолетним, если на это не способен.

Поэтому церковь в первую очередь должна заботиться о детях. В Евангелии сказано: «Не вливают новое вино в старые меха». Старого человека можно успокоить, утешить, направить. А детей можно научить жить по-новому - осознанно, высокими целями, что полезно и для страны, и для самого человека. Я видел примеры, когда старые люди совершенно менялись, обращаясь к вере. Но у детей больше шансов измениться.

Цель жизни - счастье

- Вы служите в приходе с 2003 г. Как за это время изменилось количество и состав прихожан? Поменялось ли их отношение к вере?

- Конечно, людей стало больше. Стало больше молодёжи и мужчин. Есть два десятка бабушек – это почётные прихожанки. А в основном – люди среднего возраста, около 40-50 лет. Это возраст, когда ты уже знаешь, что у тебя в жизни получилось, а что – нет. Знаешь, за что благодарить Бога и в чём каяться.

- Сейчас кризис, жить стало труднее. Как это отражается на тяге людей к церкви? Обращаются ли они к вере? Или, наоборот, увлекает ежедневная борьба за кусок хлеба?

- Главное, показать человеку, что экономический кризис – это ещё не вся жизнь. Человек не становится хуже оттого, что у него скромнее стол и одежда. Наоборот, могут проснуться духовные силы. Мы видим, что люди в благополучных, сытых странах – той же Скандинавии – духовно деградируют. Там процветают однополые браки и другие явления, которые нас шокируют.

Церковь убеждает, что важно ценить другие вещи: ведь рядом дети, можно общаться с людьми, читать книги. Мы видим этот мир, слышим его звуки, обоняем запахи. Конечно, многим хотелось бы иметь крупный счёт в банке, дорогую машину, возможность в любой момент поехать отдохнуть в Европу. Но кто бы согласился всё это поменять, например, на зрение? Поэтому мы должны ценить то, что есть.

Ведь человек – очень внушаемое существо. Нам навязали искусственные критерии успеха. И к чему мы пришли? Девочки до 30 лет делают карьеру, а потом не могут выйти замуж и нормально родить. А Богом было установлено по-другому.

Мы учим людей жить согласно воле Божьей. Если человек действует по тому плану, который Господь ему определяет, все остальные вопросы тоже решаются. Цель человеческой жизни – счастье. Кто-то радуется тому, что у него полный дом детишек, и детишки все хорошие. Кто-то – тому, что у него крупный счёт в банке, и он – человек, с которым все считаются. О том, что правильно, а что – нет, можно рассуждать только в случае, если есть эталон. Для нас эталон – это Бог. Он дал заповеди, открыл основные истины в Священном Писании. Господь всё дал человеку для счастья.

В храме, как дома

- Вы известны не только, как священнослужитель, но и как художник и иконописец…

- Это преувеличение. Например, мой отец сейчас больше занимается живописью – служит по праздникам и выходным, а рисует каждый день. И у меня есть замыслы по росписи храма и по иконостасу. Но пока не хватает времени и сил. И всё-таки надеюсь, что ещё не всё мной сказано в этой области.

- А есть ли любимые места, где вам нравится рисовать?

- Вы знаете, красивые места не всегда интересны живописи. Ценно, когда человек нашёл красоту там, где её не увидели другие. Если рисуешь прекраснейшие водопады, леса, горы, не понятно, где здесь искусство. Фотография может заменить картину. А большие мастера живописи пишут пейзажи, которые передают настроение.

Ведь чем помогает живопись? Ты видишь красоту даже в облупленной стене. И это такое удовольствие, такая радость! Так же хороший композитор слышит музыку в обычном шуме.

Поэтому мы пытаемся развивать детское творчество, учим видеть красоту. Когда человек начинает что-то изображать, он всматривается в окружающий мир, в лица людей. Это делает жизнь богаче. У нас в семье рисуют все: отец, дети, сёстры, племянники.

- А если кто-то из ваших внуков скажет: «Не могу рисовать, не моё это…»

- У нас свобода полная. У нас в семье никто никого не заставлял стать священником, но все мужчины – священники. Бог ценит человеческую свободу, а тем более мы должны её ценить.

- И вы, и ваши дети воспитывались в вере. Но всё же, легко ли даётся выбор пути служения в церкви? И готовы ли вы к тому, что кто-то из ваших внуков выберет другую дорогу?

- Для меня этот выбор был лёгким. И я старался служить так, что, глядя на меня, дети захотели стать священниками. И не только дети, но и знакомые. У меня пять внуков и две внучки. И если внуки захотят выбрать другой путь, это их право. Человек должен заниматься тем, к чему лежит душа. Только тогда будет результат.

Например, мой средний сын сначала не хотел быть священником. Закончил исторический и экономический факультеты университета, занимал приличную должность в большой компании. А потом в один прекрасный день, будучи в Питере, зашёл в Казанский собор. А там запах, атмосфера… Вернулся и рассказывает: «Я зашёл в храм и понял, что я дома». Вопрос для него был решён. Ушёл из компании и не жалеет ни минуты. Каждый день с радостью едет на службу и с радостью возвращается домой.

Беседовал Юрий Голубь


 [С1]Именно со строчной буквы

2015 © МРО Православный Приход Храма во имя св.прп.Сергия Радонежского города Воронежа религиозной организации
"Воронежская и Борисоглебская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)"
Все права защищены.

Создание сайта Rv36
+7(473) 237-87-97
394028, г. Воронеж, ул. Циолковского д.31А
схема расположения
e-mail: qsergradhram@yandex.ru

Яндекс.Метрика